Самый добрый чёртик
Я просто временно воздержусь от своих злобных-презлобных высказываний. Ваше мнение:
Критика
К. С. Льюис и цикл Хроники Нарнии много раз критиковались за эти годы, по большей части другими авторами. Утверждения о дискриминации по полу основываются на описании Сьюзен Певенси в «Последней Битве». Льюис характеризует Сьюзен, как больше не являющуюся «другом Нарнии» и «более не заинтересована ни в чём, кроме помады, чулков и приглашений».
Джоан Кэтлин Роулинг, автор цикла о Гарри Поттере, сказала:
«Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому, что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится.»
Филип Паллман, автор трилогии Его тёмные стороны, интерпретирует всё по-своему:
«Сьюзен, как Золушка, подвергается переходу от одной фазы жизни к другой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Он был испуган и потрясен идеей желания расти. […] Смерть лучше чем жизнь; мальчики лучше чем девочки; люди светлого цвета лучше чем люди темного цвета и так далее. Такой противной бессмыслицы в „Нарнии“ хватает с лишком, если внимательно приглядеться.»
Защитники Льюиса утверждают, что большинство критики работ Льюиса идёт от тех, кто не принимает христианство. Паллман, например - атеист. Некоторые полагают, что религиозный аспект книг Льюиса мешает действительно объективному анализу Нарнии, как обычного детского рассказа. Поклонники Льюиса поддерживают его, утверждая, что совершенно бессмысленно писать детские книги строго придерживаясь всех современных этических стандартов. Если литературные критики считают другие классические работы соответсвующими современным социальным нормам, они не должны критиковать Льюиса... В отношении к роли женщин в его работах, апологеты Льюиса цитируют их положительные роли, например Люси Певенси и Аравис, главных героев книг Лев, Колдунья и Платяной шкаф и Конь и его мальчик, соответственно.
Хеншер и Паллман также обвинили Хроники Нарнии в разжигании расизма. Основанием послужило отрицательное представлении других рас и религий, особенно колорменов, как врагов Аслана и Нарнии. Колормены описаны Льюисом как маслянистые и темнокожие люди, которые носят тюрбаны, заостренные ботинки и вооружены ятаганами. Это описание было процитировано как явное аллегорическое сравнение с традиционным одеянием Ислама и сикхизма. Тюрбаны носятся мусульманскими священнослужителями и большинством взрослых сикскхих мужчин. Ятаганы созданы на Ближнем Востоке, и очень символичны для Ислама. Колормены поклоняются «ложному богу» изображаемому в виде стереотипного образа Сатаны, который требует злых дел и жертв от своих последователей Ваал. Колормены Льюиса контекстуально и исторически похожи на Османскую империю поэтому были сделаны сравнения, в которых колормены изображались как сарацины, а нарнийцы как средневековые крестоносцы.
Несмотря на то, что Льюис из Ирландии, очевидно, что он отчетливо британский автор, как и его современники Толкиен, Чарльз Вильямс и др. Поэтому, его стиль изложения может иметь британский привкус Викторианской эпохи, что может показаться некоторым, старомодным или консервативным. Но популярность этих авторов говорит о том, что люди вполне могут распознать любые отклонения в текстах этих авторов, вызванные тем, что они жили в другую эпоху и не возлагать на них ответственность за те вещи, которые, для современного читателя, могут быть похожи на нетерпимость.
Влияние на другие работы
Последний цикл Филиппа Паллмана «Его тёмные стороны», можно рассмаривать как «ответ» на книги «Нарнии». Цикл Паллмана ставит науку над религией, полностью оказываясь от тем христианского богословия, которые вплетены в цикл «Нарнии», но, в то же время, содержит много идей, тем и персонажей (включая говорящих животных) похожих на имеющиеся в «Хрониках Нарнии».
Роулинг утверждает, что сентиментальность Льюиса к детям нервирует её, и что ей не нравятся некоторые аспекты книг, поэтому она даже не дочитала цикл.
Критика
К. С. Льюис и цикл Хроники Нарнии много раз критиковались за эти годы, по большей части другими авторами. Утверждения о дискриминации по полу основываются на описании Сьюзен Певенси в «Последней Битве». Льюис характеризует Сьюзен, как больше не являющуюся «другом Нарнии» и «более не заинтересована ни в чём, кроме помады, чулков и приглашений».
Джоан Кэтлин Роулинг, автор цикла о Гарри Поттере, сказала:
«Наступает момент, когда Сьюзен, которая стала взрослой девочкой, уже потеряна для Нарнии, потому, что она заинтересовалась помадой. Она стала неверующей, потому что открыла для себя вопросы пола, и мне это совершенно не нравится.»
Филип Паллман, автор трилогии Его тёмные стороны, интерпретирует всё по-своему:
«Сьюзен, как Золушка, подвергается переходу от одной фазы жизни к другой. Льюис же не одобряет этого. То ли он не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии. Он был испуган и потрясен идеей желания расти. […] Смерть лучше чем жизнь; мальчики лучше чем девочки; люди светлого цвета лучше чем люди темного цвета и так далее. Такой противной бессмыслицы в „Нарнии“ хватает с лишком, если внимательно приглядеться.»
Защитники Льюиса утверждают, что большинство критики работ Льюиса идёт от тех, кто не принимает христианство. Паллман, например - атеист. Некоторые полагают, что религиозный аспект книг Льюиса мешает действительно объективному анализу Нарнии, как обычного детского рассказа. Поклонники Льюиса поддерживают его, утверждая, что совершенно бессмысленно писать детские книги строго придерживаясь всех современных этических стандартов. Если литературные критики считают другие классические работы соответсвующими современным социальным нормам, они не должны критиковать Льюиса... В отношении к роли женщин в его работах, апологеты Льюиса цитируют их положительные роли, например Люси Певенси и Аравис, главных героев книг Лев, Колдунья и Платяной шкаф и Конь и его мальчик, соответственно.
Хеншер и Паллман также обвинили Хроники Нарнии в разжигании расизма. Основанием послужило отрицательное представлении других рас и религий, особенно колорменов, как врагов Аслана и Нарнии. Колормены описаны Льюисом как маслянистые и темнокожие люди, которые носят тюрбаны, заостренные ботинки и вооружены ятаганами. Это описание было процитировано как явное аллегорическое сравнение с традиционным одеянием Ислама и сикхизма. Тюрбаны носятся мусульманскими священнослужителями и большинством взрослых сикскхих мужчин. Ятаганы созданы на Ближнем Востоке, и очень символичны для Ислама. Колормены поклоняются «ложному богу» изображаемому в виде стереотипного образа Сатаны, который требует злых дел и жертв от своих последователей Ваал. Колормены Льюиса контекстуально и исторически похожи на Османскую империю поэтому были сделаны сравнения, в которых колормены изображались как сарацины, а нарнийцы как средневековые крестоносцы.
Несмотря на то, что Льюис из Ирландии, очевидно, что он отчетливо британский автор, как и его современники Толкиен, Чарльз Вильямс и др. Поэтому, его стиль изложения может иметь британский привкус Викторианской эпохи, что может показаться некоторым, старомодным или консервативным. Но популярность этих авторов говорит о том, что люди вполне могут распознать любые отклонения в текстах этих авторов, вызванные тем, что они жили в другую эпоху и не возлагать на них ответственность за те вещи, которые, для современного читателя, могут быть похожи на нетерпимость.
Влияние на другие работы
Последний цикл Филиппа Паллмана «Его тёмные стороны», можно рассмаривать как «ответ» на книги «Нарнии». Цикл Паллмана ставит науку над религией, полностью оказываясь от тем христианского богословия, которые вплетены в цикл «Нарнии», но, в то же время, содержит много идей, тем и персонажей (включая говорящих животных) похожих на имеющиеся в «Хрониках Нарнии».
Роулинг утверждает, что сентиментальность Льюиса к детям нервирует её, и что ей не нравятся некоторые аспекты книг, поэтому она даже не дочитала цикл.
То, что кто-то "Хроники Нарнии" ругает и критикует, - не новость для меня.
Про расизм уже не раз и не два говорилось.
А вот насчёт того, что Мастер "не любил женщин вообще, то ли просто его отталкивала сексуальность, по крайней мере, в тот период, когда он писал книги о Нарнии" - для меня нечто новенькое. Это же ДОДУМАТЬСЯ надо было до такого.
Но, сама по себе, подборка критики - любопытная.
Пожалуйста, на форуме разместите этот материал.
Про расизм: ИМХО, Льюис не раз описывает хороших тархистанцев и тельмаринцев. Его единственнная проблема с верой в Таш. Таш - сборный образ идолопоклоннических религий, имеющих в основе жестокость, жертвоприношения, и отсутсвие истинной веры.
Про женщин: кто б додумался такое сказать? намеки на отношения мужчин и женщин проскальзывают в Нарнии не раз, и заявление, что Сьюзен не могла туда попасть, потому что стала женщиной - бред.
не бросайтесь оскорблениями, пожалуйста
Selena Moonlight
Акцепт.
Респект.
Этери_
Да, с Таш Мастер несколько перемудрил, ИМХО.
Ведь, изначально, когда Автор сочинял ЛКПШ всё было понятно: Аслан = Бог, БК = Дьявол.
А тут оказывается, что Дьявол-то не БК, а Таш - именно Таш противоположен Аслан.
Поэтому происходит переосмысление книги ЛКПШ, чтобы определить, кто такая БК.
Со всеми остальными твоими доводами я согласен.
В цитатах они не нуждаются.
Santic
Да, ладно...
Как говорят на Востоке, шакал тявкает, а караван идёт...
Это я не про Вас!
Это я про тех, кто критикует К.С. Льюиса и Нарнию!
Sokol_iz_Narnii Мне проще, у нас дьявола нет. Таш - идолопоклонничество, про которе написано в Торе, что оно запрещено, потому что пробуждает в людях все низменное и животное, тчо есть в них. БК - напоминает мне жестоких царей, именно правителей, а не сверхсилы, которые заставляют своих подданных забывать о истинной вере.
хм..прошу прощение,как-то пафосно получилось,но в Нарнии,где большой смысл имеет христианскство наврено именно это фраза относится к Сьюзен..
А вообще - если захотеть - то в любом произведении можно увидеть все,что захочешь...Наверно,у критиков зацикленость на этом
Ольга Горностай мне все-атки кажется, что это просто пример, со Сьюзен. Даже если б она стала такой, но продолжала помнить и любить Нарнию - она осталась бы другом Аслана.
полностью согласна!