пятница, 19 сентября 2008
Дорогие нарнийцы!Я тут принял участие в дискуссии на тему того, что является фанфиком, а что - нет.
И, если честно, у меня в голове образовалась настоящая каша.
Хотя тематика сообщества, где произошла дискуссия, не нарнийская (ГП), это - не важно.
Фанфики могут ведь быть не только по "ХН", но и по другим произведениям.
Но я искренне понять хочу, как разграничить фанфик от НЕ фанфика.
Читать дальше...Цитирую то, что я запостил в сообществе - дословно:
"Если я ошибаюсь, пусть сведующие люди меня поправят.
Фанфик распостраняется только по Сети, только в свободном доступе.
Если фанфик продаётся, да ещё и в книжке напечатан, это уже что угодно, но не фанфик.
Ну, пример:
Помнишь была книжка "Унесённые ветром"?
Так, потом разные люди продолжения писали.
Но ведь это были не фанфики, а полноценный книги!
Кстати, возможно, я вновь не прав, но на фанфики, вроде как, есть лимит на объём.
Это, если не ошибаюсь, может быть что-то типа рассказа или малюсенкой повести.
Но если это произведение равное по своему объёму книге, на основании которой написано...
По-моему, это фанфиком тоже назвать нельзя".
Вот, что мне было на это сказано:
> Если я ошибаюсь, пусть сведующие люди меня поправят.
увы, но ошибаетесь по всем пунктам
> Если фанфик продаётся, да ещё и в книжке напечатан, это уже что угодно, но не фанфик.>
за рубежом широко распространена практика печатать и продавать (в том числе через сеть) раскрученные фики. и даже у нас вроде издаются фэнзины. энтузиастами.
> Фанфик распостраняется только по Сети, только в свободном доступе.
Далеко не все фики лежат в свободном доступе.
>Помнишь была книжка "Унесённые ветром"?
>Так, потом разные люди продолжения писали.
>Но ведь это были не фанфики, а полноценный книги!
книги эти были полным убожеством. тот факт, что их печатали, ЛИТЕРАТУРОЙ их не делает. так, поделки коммерческой направленности. Непонятно, чем принципиально они отличаются от фиков того же уровня, а тем более почему нужно считать их стоящими на более высокой ступени развития, нежели хорошо написанный фик, выложенный только в сети.
> Кстати, возможно, я вновь не прав, но на фанфики, вроде как, есть лимит на объём.
мне интересно, как вообще можно установить лимит на авторское творчество, выкладывать которое в сеть можно до бесконечности.
> Но если это произведение равное по своему объёму книге, на основании которой написано...
По-моему, это фанфиком тоже назвать нельзя.
а почему Вы так привязываетесь к объёму?...исходя из Вашей логики получается, что если 20 страниц - то фик, а если автор к НИМ ЖЕ припишет ещё 985 - то это уже книга?...Тогда Вы сами себе противоречите (см. первую половину Вашего коммента)".
Мой ответ:
"Приятно встретить человека, разбирающегося в предмете.
Мне бы очень хотелось знать, ЧЕМ, какими признаками, отличается фанфик от НЕфанфика.
Ведь примеров с продолжениями - довольно много.
К примеру, Адриан Конан Дойл, по просьбе отца, продолжил писать про Шерлока Холмса".
****
Вот ссылка на ветку дискуссии:
community.livejournal.com/ru_harrypotter/112941...
P.S.
Народ, растолкуйте мне, пожалуйста, что к чему.
А то у меня начали ломаться все привычные представления о фанфиках.
Мне неловко себя чувствовать лохом и "чайником".
Буду очень ждать пояснений.

@темы:
это интересно,
Фанфики
читать дальше
наглостирешимости получать за это деньги.Необходимое (но не достаточное) условие, чтобы назвать текст фанфиком - это использование в качестве существенной составляющей его сюжата мира и/или персонажей, созданных другим автором в другом литературном произведении. Все остальное - субъективизим.
Фанфикшн как социальное явление представляет собой размывание грань междду читателем и автором и массовое выражение мнения читателя о произведении в художественной форме, ориентированное на аудиторию таких же читателей. Но анализируя один текст, эти признаки выделить невозможно, как нельзя по капле воды выстроить теорию океанских волн.
Darielina
Мне тоже так думалось...
Но на практике-то, авторы фанфиков очень ревностно следят, чтобы их указывали.
И потом - если человек отказался от авторства - КТО же будет ПРОДАВАТЬ его фанфики?
Мне мой собеседник на ЖЖ запостил, что, типа, такое бывает (см. цитату)...
Но на практике-то, авторы фанфиков очень ревностно следят, чтобы их указывали.
И потом - если человек отказался от авторства - КТО же будет ПРОДАВАТЬ его фанфики?
Мне мой собеседник на ЖЖ запостил, что, типа, такое бывает (см. цитату)...
Catriona права, "не отказ от авторства, а отказ от авторских прав на мир, героев и тд и тп. то есть, они признают, что не они выдумали этот мир (например, Нарнию)". Знаете, если фики и издаются, то, думаю, всё так же, как в сети: авторы указаны, но при этом есть и отказ от авторских прав. В конце концов, если и издаются, то очень большими энтузиастами.
, -а, м. (книжн.). Последователь какого-н. направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи. || прих. эпигонский, -ая, -ое.
Не все эпигоны - писатели фанфиков.
Но все ли писатели фанфиков - эпигоны? - Тоже думаю, что нет.
нет.
фики издаются издательствами, либо стремящимися поддержать популярность серии (в том случае, если автор канона не возражает против написания продолжений по его миру или просто давно покинул этот свет), либо издающими автора профиков как такового. Никакого отказа от авторских прав при издании нет, разумеется, это нонсенс.
Вот небольшой списочек для размышления. Это - фанфики. Изданные.Фантастика. Список далеко не полный..
1. А. Сапковский "Золотой полдень"
2. Г.Л.Олди, "Черный Баламут"
3. А.Валентинов, "Ангел Спартака"
4. К.Еськов, "Последний кольценосец"
5. Е.Лукин, "Там, за Ахероном"
6. М. Успенский, "Змеиное молоко"
7. Т.Х.Уайт, "Король былого и грядущего"
8. Т. Пратчетт, "Машкерад"
9. Н. Гейман, "Снег, зеркало, яблоко"
10. В.Васильев, "Ведьмак из Большого Киева"
11. Г Бетанкур, "Заря Амбера"
12. Б.Герберт, К.Андерсон, "Дом Коррино"
13. Н.Перумов, "Кольцо Тьмы"
14. О.Брилева, "По ту сторону рассвета"
Фанфикшен
(фанфик, фикшен, англ. fanfiction)
Произведение с героями и/или элементами действия, взятыми из чужих произведений (источников). Как правило, фанфикшены создаются на основе книг, кинофильмов или сериалов. Фанфикшены никогда не пишутся ради выгоды, а исключительно ради удовольствия собственного и собратьев-фанов. Все права на позаимствованные из других произведений элементы принадлежат авторам оригинальных произведений, что, как правило, указывается в так называемой дискламации, предваряющей фанфикшен.
В российской традиции фанфикшен принято считать крайне низкосортным литературным жанром, писание фанфикшенов - презренным занятием, не стоящим затраченного времени, а писателей фанфикшенов - несчастными графоманами.
Действительно, многие фанфикшены не отличаются литературными достоинствами, многие страдают стилистическими и сюжетными погрешностями. Однако, на наш взгляд, фанфикшены не следует судить по законам "большой" литературы. Это всего лишь попытка продлить общение с любимыми героями, посмотреть на них с другой стороны и в других ситуациях, чем описано в источнике. Пишутся они в период бурного увлечения первоисточником, в условиях недостатка времени, без знания законов жанра и литературного мастерства, и авторами движет только горячее желание излить душу. Как правило, доступ к чтению фанфикшенов имеют только члены соответствующего фанского сообщества, которые готовы проглотить любой текст по мотивам любимого произведения, лишь бы он отличался хоть сколько-нибудь связным изложением.
(www.grafo.by.ru/dict.shtml)
Само слово fanfiction, от которого произошел русский термин, как и почти все термины в сети, английское и дословно переводится как «фанатская выдумка» (или, как его перевели на одном горячо мною любимом сайте, «фанатское чтиво»). Этим словом называют любой продукт литературного творчества фанов, посвященный объекту, от одностиший в стиле Вишневского до эпических произведений, которые при переводе в бумагу превзошли бы по объему полное собрание сочинений В.И.Ленина. Среди этого дела попадаются как откровенно графоманская и совершенно нечитабельная писанина, так и высокопрофессиональные вещи, которые, не будь действующие в них персонажи чьей-то собственностью, могли бы претендовать на роль настоящего бестселлера (или качественной пародии, что не менее почетно).
Фанфики можно, хотя и очень приблизительно, разделить на посвященные реальным личностям и всему остальному - фильмам, книгам и т.п. В фанфиках о реальных личностях чаще всего попадаются либо дифирамбы объекту, либо стеб над ним же.
(remylebeau.narod.ru/fanfictioneat.htm)
отказ от авторских прав (а точнее - отказ от прав на вселенную и героев, то, что традиционно именуется дисклеймером) - это традиция, почему-то принятая в фэндоме, но не имеющая никакого практического смысла: если автор (или его издатель) оригинальной вселенной (скажем, Энн Райс или Робин Хобб) против написания по ней фиков, никакой дисклеймер не спасет, а если не возражает, то он просто не требуется.
Catriona Однако, на наш взгляд, фанфикшены не следует судить по законам "большой" литературы.
Очень чреватая позиция, на мой взгляд.
Фанфикшн следует оценивать по своим особым принципам только с точки зрения его "связанности" (там, где для оригинального текста встроенное в него цитирование и отсылки к другой книге были бы вторичностью и плагиатом, то есть недостатками, для фанфикшна это будет "связкой", то есть достоинством. В остальном - текст есть текст. Литературный уровень оригинальных произведений на том же Самиздате ничуть не перекрывает уровень фиков.
если автор оригинальной вселенной против написания по ней фиков, никакой дисклеймер не спасет.
встречный вопрос: а что автор сможет сделать?
Очень чреватая позиция, на мой взгляд.
скажите об этом автору определения)) я даже ссылку на сайт дала))
Литературный уровень оригинальных произведений на том же Самиздате ничуть не перекрывает уровень фиков.
полностью согласна. если человек не умеет писать, то что он про своих героев пишет, что про чужих - все равно выйдет
одно гавноничего хорошего.отличить фик от оригиналки очень просто:
Фик: "Люси Пэвенси увидела красивый нарнийский парусник с золотым львом на бордовом флаге и фавном Тамнусом на борту"
Оригиналка: "Люси увидела красивый парусник с золотым львом на бордовом флаге и фавном на борту"
ни у кого нет и не может быть авторских прав на имя "Люси", слова "парусник" и "фавн". Нарнийцы догадаются, о ком речь, но всё равно это оригиналка, потому что догадка - не доказательство. Ничего у Льюиса формально не спёрто, всё законно!
Уже написано много книжек, продолжающих "Властелин колец" - без толкинских имён и географических названий, хотя толкинисты узнаЮт всё и всех безошибочно. Иногда даже проскакивают толкинские имена, например, Тиннувиэль - но, в отличие от толкинского персонажа, это "он", а не "она", да и действие происходит не в Лориэне, поэтому - оригиналка, ибо ничего не спёрто. А одно имя - слишком мало, чтобы тащить автора в суд. Может, он сына так назвал и именно о нём роман накропал...
зачем? спорить с автором данного сайта (мне известным, кстати) на эту тему у меня нет ни малейшего желания. достаточно того, что я эту позицию не разделяю и имею все основания для этого.
если автор оригинальной вселенной против написания по ней фиков, никакой дисклеймер не спасет.
привлечь юристов и подать в суд.
привлечь юристов и подать в суд.
да, совершенно верно - кто без разрешения начнёт продавать фанфики, эксплуатируя созданный автором мир, тому светит от крупного штрафа до трёх лет заключения.
но за бесплатные, некоммерческие фики в сети ничего никому не будет - наоборот, авторы оригиналок и издатели-праводержатели очень довольны лишней рекламой
да, совершенно верно - кто без разрешения начнёт продавать фанфики, эксплуатируя созданный автором мир, тому светит от крупного штрафа до трёх лет заключения.
но за бесплатные, некоммерческие фики в сети ничего никому не будет - наоборот, авторы оригиналок и издатели-праводержатели очень довольны лишней рекламой
Неверно.
Если автор активно против написания фанфикшна по своим произведениям, он легко как минимум добьется удаления спорного контента с сайта, а как максимум - может выставить имущественный иск против его держателя. (Не)получение от фанфиков прибыли тут значения не имеет.
Фамилии для иллюстрации тезиса: Робин Хобб, Энн Райс.
Если автор активно против написания фанфикшна по своим произведениям, он легко как минимум добьется удаления спорного контента с сайта, а как максимум - может выставить имущественный иск против его держателя."
может, но я не слышал, чтобы кого-то затаскали по судам и разорили за некоммерческий фанфик. Прецеденты были?
Если кто из авторов активно сопротивляется фанфикописанию, то это исключения, подтверждающие правило.
А правило таково, что издатели / праводержатели сами анонимно открывают сайты и форумы для фанфикописателей, чтобы контролировать процесс (в первом из следующих далее примеров - ещё и бесплатно брать из фиков свежие идеи) Примеры: Звёздные войны, Властелин колец, Гарри Поттер.
а, еще вопрос: а зачем автору вообще сопротивляться написанию фанфиков? ведь если фанфики пишут, значит, книжка кому-то нравится, ее читают, и соответственно, чем больше фанфиков - тем больший процент людей прочитали оригинал.
а почему вы спрашиваете это у меня? Я - не автор.
Если вам интересно обоснование, скажем, почитайте: www.whoosh.org/issue62/ecks2.html (на англ.)
Список хорошо известных у нас авторов-фантастов, являющихся крайними противниками фанфикшна:
Раймонд Фейст, Терри Гудкайнд, Робин Хобб, Энн Райс, Лорел Гамильтон..
обоснование мне интересно, но вот читать этот огромнейший текст... не будет ли вам очень трудно все таки ответить на этот вопрос? если трудно, то буду мучаться и читать на английском -.-
Прежде чем автор оригиналки будет сопротивляться или не сопротивляться фанфикописанию, следует доказать, что какой-либо текст является фанфиком и, соответственно, нарушены авторские права.
Естественно, что явные фанфики в доказательствах не нуждаются - они, так сказать, самоочевидны.
Но что если очевидность отсутствует? Ну нет фамилий, географических названий и явно заимствованных элементов вообще, хоть тресни! Имеется ли в этом случае какой-либо критерий? Чтобы можно было сказать: ага, это точно спёрто у такого-то автора из такой-то "нетленки"?
Обычно в таких случаях собирается экспертная комиссия, тщательно анализирует текст и выносит вердикт: украдено или не украдено. То же самое происходит, например, когда кто-то пишет музыку, похожую на уже имеющуюся - тогда всё по нотам разбирают.
То есть, если произведение не является явным фанфиком, то без тщательного анализа профессиональными литературоведами и филологами нельзя ничего утверждать - и нельзя никого привлечь к ответственности.
Кроме того, по международным правовым нормам, плагиатом не являются, например, пародии. Сколько комедийных фильмов пародируют элементы "Матрицы", "Звёздных войн" и т.п. Накропал кто-то явный фанфик - и может всегда "отмазаться", мол, это ж пародия, чё вы все ко мне пристали!
И ещё вопрос, раз уж дискуссия происходит в нарнийском сообществе: правомерно ли написание фиков на Хроники Нарнии? разрешил ли сам автор это делать? Если разрешил, то относительно "Х.Н." тема неактуальна.
Автор оригиналки передаёт эксклюзивные авторские права на своё произведение издательству, обычно на 3 года. Все эти три года автор остаётся автором, его имя и фамилия всегда указываются, но он не распоряжается своим произведением, не может опубликовать в другом издательстве, не может получить доход кроме того, что платит правообладатель - издательство. Но и издатель не может не указать его имя на обложке.
В случае с изданными фиками издательство может вообще не платить автору, потому что изначально автор фика не передавал никаких прав за неимением оных. Автору остаётся только моральное удовлетворение, а издатель-праводержатель получает дополнительный доход, кроме продажи оригинального произведения. В этом случае имена авторов на обложке - не более чем проявление порядочности издателя (это "литературные негры" пишут анонимно, чтобы потом какая-нибудь Донцова под своим именем опуликовала - один человек не может настрочить сорок романов за год!)
Но это всё о явных фанфиках. Бывают произведения (например, я сам читал фики на "Звёздные войны" на английском), которые не являются фиками до тех пор, пока автор этого не признает. Все персонажи узнаваемы, но явных указаний на оригинал нет, плюс разработан новый мир, новый антураж, куда помещаются вышеуказанные узнаваемые неявные персонажи. И, если автор не признает официально, что написал фанфик, то никто ничего не докажет. А автор может и не признать!
Есть фанфики, которые публикуют как оригиналки, убрав явные элементы - и никто ничего не может с этим поделать, всё законно. Держатели сайта фанфиков на "Звёздные войны", помню, страшно жаловались на такие факты. И их можно понять - то, что де-юре принадлежало Джорджу Лукасу, уплыло из рук...
автор, являющийся противником фанфикшна, как правило считает, что фик:
1) является искажением его авторского замысла в изображении персонажей в сознании аудитории
2) бесплатно использует его, автора, интеллектуальную собственность
3) отнимает часть авторского рынка и использует сюжетные ходы, не давая это сделать самому автору - тем самым создавая прецедент упущенной выгоды
нет, у всех фанфикописцев поголовно нет шансов опубликоваться (хотя бы потому, что оригиналку написать не так легко, как фик с готовыми персонажами и антуражем - в оригиналке, даже произошедшей от фика, обязательно долно быть что-то своё, новое)
да и далеко не у всех, кто оригиналки кропает, есть шанс напечататься - кто занимается литературой, не даст соврать: годами ждут, пока зоть кто-то напечатает, если напечатает вообще! Сходите на сайт "Самиздат" и посмотрите на форумах, как "непризнанные авторы" (их так Яндекс классифицирует в поиске) бесятся на форумах от того, что редакторы издательств к ним не приходят, топчут друг друга по законам джунглей, чтобы на себя внимание издателей обратить.
Кроме того, многие фанфикописцы кропают ради удовольствия - своего и единомышленников, а не для публикации. Автор фанфика гарантированно найдёт своего читателя, такого же фана, как и он. Поэтому чувствует, что его труд не пропадёт зря - это очень хороший стимул. (Сколько в сети висит оригиналок, которые практически никто не читает!)
Вот если автор чувствует, что крылья за спиной окрепли и можно рисковать - отправлятся в свой собственный полёт, то рамки фанфика становятся тесными - вот и переделывает фик в оригиналку. До этого момента о публикации даже мысли нет. А если уж есть вкус к полёту, то можно попробовать напечататься - с оригиналкой - и выжить в джунглях книжного рынка (см. пример о "Самиздате" выше). Я и сам пережил период, когда никто не публиковал мои "нетленки", да и в издательском бизнесе уже некоторый опыт есть, так что знаю о чём говорю.
Сопротивляться ли фанфикописанию - право и выбор автора оригиналки. Право не оспаривается и не требует пояснения "зачем". Право оно и есть право. Но предположение высказать могу: вероятно, автор боится, что фанфики окажутся талантливей оригиналки, написанной "литературными неграми". Фики ведь пишутся не в качестве халтуры, а с любовью к теме, от души...