Очень интересная статья!
Нарния и Средиземье
Составлено с помощью Георгия (Угрюма) -
www.chat.ru/~lewiscsчитать дальшеДорогие толкинисты и "льюисисты" - помогайте!
Будучи верующими людьми, и Льюис и Толкин не стали создавать миры без Бога. Конечно, Льюис показал присутствие Творца гораздо яснее, выбирая для Хроник именно те моменты, когда Аслан действует в Нарнии явно (а ведь Он веками "не приходит из-за моря"). Толкин об Эру говорит редко, предпочитая фразы вроде "вас собрала здесь Судьба", но эта "Судьба" у него ближе именно к Промыслу Божию нежели "фортуне" и "року". Да и из "Сильмарилиона" яcно, что все происходящее - в "музыке Эру"...
В обоих произведениях главными героями являются существа заведомо слабые - дети и хоббиты. Именно они совершают самое важное и самое трудное, причем вовсе не от жажды подвигов или славы. В центр истории их ставит Аслан или толкиновская "судьба", подтверждая на них слова Христа: Сила Моя в немощи совершается...
Другое дело, что описывай авторы даже одну и ту же ситуацию в одном и том же мире, книги бы вышли совершенно разными.
Теперь о более "предметном" сходстве:
"Земля блаженных" лежит за морем.
Песня Айнур - песня Аслана
Отец Рождество может напомнить Майя, а Отец Время - Вала. Но Льюисовские герои "более традиционны", "более ортодоксальны", если так можно сказать: и О. Рождество и О.Время гораздо ближе к ангелам или святым - они не берут на себя роль "малых богов"..
Еще до создания жизни в мир проникает злая сила, уходит на север, строит подземный замок (вполне возможно, что Подземье это детище Джедис, построенное еще в первые века) и извращает созданное.
Глубины Мира в Средиземьи заполнены всякими жутями, в Нарнии же это Бисм.
Энты и духи деревьев. В том числе - злых деревьев.
Корабли-лебеди (в Нарнии "Блистательный")
Дерево-защиты и Деревья Валинора
22Потомки людей и эльфов и людей и лесных и речных божеств, звезд (кстати, интересно кто Дочь Звезды: если она Звезда, то почему не на небе, если они там с младенчества?.. -
По этому вопросу поступило интересное предположение от Штубеницкой Руфи (автор Дневника Сьюзен): если бы жена Раманду была Звездой, которая в это время находилась на небе, то дочери естественнее быть с ней. Кроме того, в "Серебряном Кресле" о Королеве сказано "в ней была звездная кровь", и потому можно предположить, что Раманду был женат на земном существе..
Короны Нарнии и Дунаданов Севера.
Королевская власть.
Отношение к королевской власти в Нарнии хорошо видно из слов Боровика ("Принц Каспиан" гл.5): "Вот он, истинный король Нарнии.. Мы, звери, помним, хоть гномы и забыли, что в Нарнии не было порядка, когда сын Адама не восседал на троне... Это не страна людей (кто может знать это лучше меня?), но это страна, в которой человек должен быть королем"... и из описания принца Рилиана: "Все мгновенно утихли - как в интернатской спальне, когда входит директор - как только увидели принца. Никто не сомневался, что это был именно он... Да, он был бледен, утомлен и растрепан. Но в лице его сквозило нечто, присущее всем законным королям Нарнии, кто правил по воле Аслана и восседал в Кэр Паравале на троне короля Питера Славного"
Подобное отношение мы можем видеть и у дунэдайн Средиземья, о чем в рунете есть замечательная статья Ольги Белоконь "История формирования идеи королевской власти у дунэдайн".
Но и Льюис и Толкин, конечно, опирались на христианское понимание царской власти. Об нем я много писала в статье "Царская Семья" на Вабленическом сайте.
Гномы: и там и там они оч. выносливы, но в Средиземье и больше и благообразней и несклонны ко злу. Нарнийские, пожалуй, ближе к родственникам Мима...
Драконы. В Средиземье это создания Мелькора. В Нарнии, похоже, были и добрые драконы - ведь был же каменный дракон в замке Белой Колдуньи (а про стоящего там же великана сказанно, что будь он злым, колдунья не обратила бы его в камень)
Эльфийская лодка с телом Боромира, прошедшая водопад, и прохождение через Водопад в Стране Аслана и Рипичипом на Краю Света...
@темы:
Обсуждаем,
Льюис,
это интересно