Locus ubi mortui docent vivos.
Начала перечитывать Нарнию и обратила внимание на некоторые вещи, которые раньше не замечала особо.
Часто в книгах Льюиса ищут библейские мотивы и аналогии с христианством. И находят, конечно, потому что они там есть.
А я вот вчера обратила внимание, что носители зла у Льюиса инвертированы по полу. Пока нашла три аналогии - Белая Колдунья (Королева Чарна), Дигори и Эдмунд.
Белую Колдунью можно ассоциировать с Люцифером и Змеем. Это лично мои ассоциации, так как никаких статей на эту тему я не читала. Люцифер - потому что носитель знаний, возгордившаяся и т.п. Аналогия со Змием, потому что склоняла Дигори всех обмануть и самому использовать яблоко.
Дигори - я бы провела аналогию с Евой - ведь это он поддался искушению, разбудил Белую Колдунью, и через него пришло зло в Нарнию.
Эдмунд - предатель. Недалекий, идущий на поводу у более сильного - а такая роль всегда отводится женщинам. Никак не могу вспомнить женщину из Ветхого завета, к сожалению, но что-то похожее там было.
Кто-нибудь обращал внимание на это?
Сорри, если это все уже давно обсудили, а я одна торможу
Часто в книгах Льюиса ищут библейские мотивы и аналогии с христианством. И находят, конечно, потому что они там есть.
А я вот вчера обратила внимание, что носители зла у Льюиса инвертированы по полу. Пока нашла три аналогии - Белая Колдунья (Королева Чарна), Дигори и Эдмунд.
Белую Колдунью можно ассоциировать с Люцифером и Змеем. Это лично мои ассоциации, так как никаких статей на эту тему я не читала. Люцифер - потому что носитель знаний, возгордившаяся и т.п. Аналогия со Змием, потому что склоняла Дигори всех обмануть и самому использовать яблоко.
Дигори - я бы провела аналогию с Евой - ведь это он поддался искушению, разбудил Белую Колдунью, и через него пришло зло в Нарнию.
Эдмунд - предатель. Недалекий, идущий на поводу у более сильного - а такая роль всегда отводится женщинам. Никак не могу вспомнить женщину из Ветхого завета, к сожалению, но что-то похожее там было.
Кто-нибудь обращал внимание на это?
Сорри, если это все уже давно обсудили, а я одна торможу

Кроме того, совсем уж прямых и 100%-ных аналогий нет.
Аслан - Иисус, конечно, он взял на себя грех (правда, не всего рода человеческого, а всего лишь одного человека по факту... что там это символизировало, впрочем, вопрос), умер и воскрес.
.сестра хаос., давайте более последовательно
Т.к. начинается с сотворения мира, ассоциации можно проводить не толшько с Новым Заветом, но и с Ветхим.
И аналогии по поводу женщин я провела с Ветхим Заветом. Блин, как же ее звали-то?.. На языке вертится... Причем я говорю не про Далилу, была еще одна подобная же женщина. Но вот хотя бы Далилу вспомнить тоже можно.
Эдмунд - Иуда или разбойник, висевший на кресте рядом с Иисусом?
Из разбойников только одному Иисус сказал, что "Ныне же будешь со Мною в раю".
Христианские параллели
Хотя автор и не собирался делать этого специально, в процессе написания своих фэнтезийных работ, Льюис (ставший христианином, будучи уже взрослым) включил христианскую теологию в свои истории. Как он писал в «Других мирах»:
«Некоторые люди, кажется, думают, что я начал с того, что спросил себя, как бы рассказать детям о Христианстве; затем, использовав сказку как инструмент и опираясь на информацию о детской психологии решил, для какой возрастной группы буду писать; затем составил список основных христианских истин и выработал аллегории, чтобы описать их. Всё это чистая фантазия. Я не смог бы так писать. Все начиналось с образов: фавн, несущий зонтик, королева на санях, великолепный лев. Изначально не планировалось ничего, связанного с христианством, этот элемент проявился как бы сам по себе.»
Льюис, как эксперт в области аллегорий, утверждал, что книги не были аллегориями, и предпочитал называть христианские аспекты в них «предположительными». Как в том что мы называем альтернативной историей (фантастикой). Как он писал в письме госпоже Хук в декабре 1958:
"Если бы Аслан представлял нематериальное божество так же, как Гигантское Отчаяние представляет отчаяние, то был бы аллегорическим персонажем. В действительности же он — изобретение, как бы дающее ответ на вопрос «Каким мог бы быть Христос, если бы существовал мир вроде Нарнии, и Он решил бы воплотиться, умереть и снова воскреснуть в этом мире, как Он поступил в нашем?» Это вовсе не аллегория."
С выпуском Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Платяной шкаф интерес к христианских параллелям, найденным в книгах, возобновился. Некоторые нашли их неудачными, отмечая, что их легко упустить, если вы не знакомы с христианством. Другие видят в «хрониках» превосходный инструмент для христианства.
Если автор рассказывает о мире, значит надо начать с самого начала
Это он относительно случайно сказал, предать Аслана не было его целью. Он же не знал, насколько важна эта информация для Колдуньи. В первую очередь он предавал братьев и сестру, осознавая это.
Правда, как пишет Льюис, уговаривая себя тем, что Колдунья им ничего не сделает. А Аслан был предан так, походя.
Спасибо за статью из Википедии, это помогло мне сформулировать свою мысль более четко.
Я не думала, что Льюис проводил аналогии специально, однако инвертированность полов несущих зло людей - не подсознательное ли стремление уравновесить роли в привнесении зла в мир между полами? (Опять не совсем правильно. Я, скажем так, увидела утверждение, что не только женщина может быть источником зла, что привнесение зла в мир зависит не от пола, а от личностных качеств человека. Для Дигори это любопытство, недальновидность и отсутствие интуиции, для королевы - властолюбие). Хотя, я рассуждаю с точки зрения Православия, где очень часто женщин винят во всех грехах, в том, что только через женщину зло попадает в род человеческий... Льюис же был католиком, не знаю, как они это воспринимают.
Думаю, скорее Льюис хотел в свое произведение вложить часть своего мировоззрения. Да что там хотел - произведение и есть отражение мировоззрения его создателя. А поскольку его мировоззрение очень совпадало с христианским, то и получилось, что то, что описывается правильным в Нарнии, правильно с точки зрения христианской морали.
Вот меня и заинтересовало мировоззрение Льюиса как христианина. В конце концов, произведений, настолько пропитанных высокоморальностью по-христиански, не так уж много. Причем духом христианства, а не указаниями на букву.
П.С. Сотворение мира Асланом не похоже на библейское сотворение мира. Зато похоже на описание сотворения мира собрата по Инклингам =)))))
П.П.С. Я тоже скептически отношусь к православию, хотя и православная.
Интересно, это будет совсем оффтоп, если я спрошу...
Протестанты известны своей любовью к Библии и ее знанием, вот Вы говорите, что у Вас Библия была даже детская.
Откуда такое незнание деталей из едва ли не самых популярных мест Библии?!
> я предположила что сотворение мира Асланом очень похоже на библейское)
> Рядом с Христом на кресте висели двое разбойников которые были прощены
Подводя итог - в общем и целом, мои мысли насчет распределения зла пока так и остаются моими мыслями =)))
Ну, можно, конечно, и ТАК истолковать, как Вы.
Однако, ИМХО, всё куда как сложнее.
Вообще-то в этом сообществе даная проблема уже обсуждалась.
Посмотрите в поиске.
Только писать в той теме не имело смысла, наверное - вряд ли кто-то ответил бы? Только если у кого-то подписки остались =)