Нарния, как и многие другие мры, включая наш, на мой взгляд, представляет собой школу. Даже так: Школу. А в чем задача настоящей школы? Как мне кажется, Школа должна научить учеников не только читать и писать, но и самостоятельно мыслить, научить решать проблемы, как мелкие, так и крупные. А так же уметь обращаться за помощью друг к другу, потому что за пределами школы учителей не будет.
Давайте рассмотрим это поэтапно в Нарнии.
читать дальшеСотворение Нарнии. Аслан – учитель привел учеников в первый класс. Перед ними стоят достаточно простые задачи, но им требуется напряженно учиться даже самым простым вещам: доверию, дружбе да и просто устройству мира. Думаю, в эти годы Аслан часто появлялся в Нарнии, иначе невозможно объяснить древние легенды, в которых его имя встречалось часто. Из своих учеников он выбрал наиболее способных (тех, кого отобрал в Совет), поставив перед ними более сложные задачи, среди них защита от зла.
И, призвав в мир без опыта тех, кто некоторый опыт все-таки имели, оставил наместниками-королями, велев им править справедливо. То есть на личном примере учить «первоклассников» что такой труд, справедливость, и, как ни странно это звучит, послушание.
«- Дети мои, - сказал Аслан, глядя то на извозчика, то на его жену, - вы будете первыми королем и королевой Нарнии.
Извозчик в изумлении раскрыл рот, а жена его сильно покраснела.
- Вы будете править этими созданиями. Вы дадите им имена. Вы будете вершить справедливость в этом мире. Вы защитите их от врагов, когда те появятся. А они появятся, ибо в этот мир уже проникла злая колдунья.
Извозчик два или три раза прокашлялся.
- Вы уж простите, сэр, - начал он, - и душевное вам спасибо, от меня и от половины моей тоже, но я не тот парень, чтобы потянуть такое дело. Неученые мы.
- Что ж, - сказал Аслан, - ты умеешь работать лопатой и плугом? Ты умеешь возделывать землю, чтобы она приносила тебе пищу?
- Да, сэр, это мы умеем, воспитание у нас было такое.
- Ты сумеешь быть добрым и справедливым к этим созданиям? Помнить, что они не рабы, как неразумные звери в твоем мире, а говорящие звери, свободные существа?
- Это я понимаю, сэр, - отвечал извозчик, - я постараюсь их не обидеть. Попробую.
- А сможешь ты воспитать своих детей и внуков, чтобы они поступали так же?
- Попробую, сэр, непременно. Попробуем, Нелли?
- Сумеешь ты сделать так, чтобы твои дети и эти звери не делились на любимых и нелюбимых? И чтобы никто из них не властвовал над другими и не обижал их?
- Мне такие штуки всегда были не по душе, сэр. Честное слово. И любому, кого я за этим поймаю, здорово влетит. - Голос извозчика становился все медлительнее и глубже. Наверное, так он говорил, когда был мальчишкой в деревне, и еще не перенял хриплой городской скороговорки.
- И если враги пойдут на эту землю, - а они еще появятся - и если будет война, будешь ли ты первым, кто встанет на ее защиту и последним, кто отступит?
- Трудно сказать, сэр, - неторопливо отвечал извозчик, - надо попробовать. А вдруг струшу? До сих пор мне приходилось драться только кулаками. Но я попробую, и постараюсь лицом в грязь не ударить.
- Значит, - заключил Аслан, - ты умеешь все, что требуется от короля.» (Племянник чародея)
Когда ребенок начинает ходить, его не отпускают далеко и пристально следят. Его не отпустят одного гулять по площадке, а дома закроют все лестницы, чтоб он не мог по ним скатится. Но постепенно заслоны убирают, чтоб ребенок мог свободнее бегать, даже если при этом он набъет себе шишки. Падения – неизбежная плата за опыт.
Аслан ограждает свой мир от зла, но эта перегородка не держится вечно: его ученики должны научиться ходить, отличать добро от зла и уметь сопротивляться ему. Появление Джадис, конечно, добавило зла в новый мир, но не стоит думать, что без нее это зло не появилось. Вспомним, что рядом с Нарнией не первый год развивался Тархистан, жестокое и воинственное госдарство. Если б Колдунья не захватила Нарнию первой, ее чуть позже захватил бы Тархистан, мы видим, что такие намерения у них постоянно имелись.
«-- Несомненно, -- согласился Тисрок, -- эти варварские страны, которые
называют себя свободными, а на самом деле просто не знают порядка, гнусны и
богам, и достойным людям.
-- Чего ж мы их терпим? -- вскричал Рабадаш.
-- Знай, о, достойный царевич, -- отвечал визирь, -- что в тот самый
год, когда твой великий отец (да живет он вечно) начал свое благословенное
царствование, гнусною Нарнией правила могущественная Колдунья.»
«-- Все это весьма печально, -- сказал Тисрок. -- Солнце меня не радует,
сон не освежает при одной только мысли, что Нарния свободна.» (Конь и его мальчик)
Наверняка в Нарнии думали, что Аслан их оставил. На деле же просто пришло время для такого испытания. Кто-то из нарнийцев сломался, кто-то с честью его выдержал. Но им не хватило умения объединяться, организовывать сопротилвение. Благодаря чему их и захватили несколько сот лет спустя после Золотого века.
Певенси пришли в Нарнию с той же целью: научить нарнийцев. Мы видим их согласие (а непросто даже вдвоем управлять государством), они заложили в Нарнию основы для процветания. Но нарнийцы не сумели этим уроком воспользоваться.
В Нарнии забывают об Аслане, но как мы видим в отношении Льва к Траму, не это важно. Важно, остались ли уроки о справедливости, доброте и уважении у нарнийцев.
Аслан объясняет Люси, что не может прогнать врагов, как прежде. Когда ученик первого класса складыват два и два, его хвалят. Но ученик пятого класса не может остаться на прежнем уровне. И должен справляться сам с проблемой, для решения которой раньше ему тербовалась помощь.
Теперь пара слов о Последней битве. Можете не соглашаться с таким подходом, но, ИМХО, это был выпускной экзамен. Самое сложное испытание, Тириан говорит о нем: «однажды солнце взошло и оказалось черным». Нарнийцы верят в Аслана несмотря на все творящиеся ужасы. Они верят в нечто высшее, в правду, в свет. Они не хотят быть плохими, даже когда все обстоятельства принуждают их к этому. Здесь им нет помощи ни от кого, Джил и Юстес не влияют на события как в прошлой книге, и, конечно, не в масштабе Певенси. Школа закрыта. Все, кто прошел страшный экзамен, попал в нетленный мир, каждый по своим заслугам. Кто не здал – того ждала гибель худшая, чем просто смерть.
«По мере того, как толпа приближалась к стоящим звездам, глаза созданий становились все ярче и ярче. Когда они подходили к Аслану, с каждым из них что-то случалось. Все глядели ему прямо в лицо; я не думаю, что у них был выбор - глядеть или нет. И когда они так смотрели, выражение их лиц ужасным образом менялось - появлялись страх и ненависть. На лицах говорящих зверей страх и ненависть удерживались долю секунды, и было видно, как они внезапно переставали быть говорящими и становились обычными животными. Все эти создания сворачивали направо - от него налево, и оказывались в его огромной черной тени, которая (как вы помните) лежала влево от дверного проема. Дети их никогда больше не видели и я не знаю, что с ними стало. Но другие смотрели в лицо Аслана с любовью, хотя кое-кто и был испуган. Эти проходили в Дверь справа от Аслана.» (Последняя битва)
Думала, написать ли мораль. Если кто хочет, могу ему рассказать, в чем, ИМХО, мораль.
Критику принимаю с удовольствеим, только вежливую и обоснованную. Прошу не цитировать религиозные источники.
Почему Аслан все меньше и меньше помогал нарнийцам с течением истории?
Нарния, как и многие другие мры, включая наш, на мой взгляд, представляет собой школу. Даже так: Школу. А в чем задача настоящей школы? Как мне кажется, Школа должна научить учеников не только читать и писать, но и самостоятельно мыслить, научить решать проблемы, как мелкие, так и крупные. А так же уметь обращаться за помощью друг к другу, потому что за пределами школы учителей не будет.
Давайте рассмотрим это поэтапно в Нарнии.
читать дальше
Думала, написать ли мораль. Если кто хочет, могу ему рассказать, в чем, ИМХО, мораль.
Критику принимаю с удовольствеим, только вежливую и обоснованную. Прошу не цитировать религиозные источники.
Давайте рассмотрим это поэтапно в Нарнии.
читать дальше
Думала, написать ли мораль. Если кто хочет, могу ему рассказать, в чем, ИМХО, мораль.
Критику принимаю с удовольствеим, только вежливую и обоснованную. Прошу не цитировать религиозные источники.