«Словно из сна. Или из сна о сне» (с) фильм «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный Шкаф»






И только после второго просмотра новокупленных «Хроник» дома я осознала, что так и не написала рецензию на этот фильм, что хотела сделать сразу же после просмотра его зимой. Поэтому, надеюсь, вы простите мне это почти годичное опоздание и если интересно, почитаете, что я думаю по поводу фильма Эндрю Адамсона.

читать дальшеЧестно признаться, прежде, чем сесть за рецензию, я прочитала множество мнений и ревьюшек в сети, и их анализ показал, что несмотря на множество положительных откликов, этот фильм не понравился многим, потому что он (внимание!) «детский»! С такой же частотой встречается упрёк: «Это сказка, там даже никто по-настоящему не погиб»…

Это было настолько смешно и грустно одновременно, что я не удержалась от написания своего «ответа Чемберлену». Скажите мне, дорогие мои «взрослые и умудрённые опытом» - с каких это пор слово «детский» для вас стало синонином слова «плохой»? С каких пор хорошее впечатление от фильма измеряется количеством смертей и крови в нём? И, наконец, с каких пор вам скучны добрые и светлые сказки? Наверное, с тех пор, как вы потеряли в себе ребёнка – навсегда…

«Хроники Нарнии» - фильм для тех, кто ещё ребёнок и для тех, кто не утратил ребёнка в себе. Для них он будет самым волшебным детским сном, казалось бы, забытым, но ожившим на экране. Те же, кто как Сьюзен, стремились быстро вырасти, действительно сочтут его скучным и тягучим, как жвачка, зрелищем (особенно мне понравилось, что неторопливому, размеренному ходу действия Хроник «рецензенты» противопоставляли Джексоновского «Кинг-Конга» - дескать, вот это фильмец, вот это спецэффекты!!!) Но разве в Нарнии дело в спецэффектах? И даже обвинения в «коламбусности» меня ни сколько не отвернули, потому что экранизации поттериады Коламбусом для меня суть образец передачи духа волшебного мира и Хогвартса в частности.

Итак, о режиссуре я сказала. Кроме несомненного таланта Адамсона передать литературное произведение так, что у тебя возникает ощущение, что ты просто читаешь книгу и видишь всё происходящее в своём воображении, таланта оставить всё важное, не выбросив ничего лишнего, а не столь важное умело заменить, да так, что будет только лучше (вот бы у кого поучиться создателям «клипов» по Гарри Поттеру); так вот, кроме этого режиссёру огромное спасибо за то, что он не выпячивал религиозный подтекст книги, тем не менее, сумев донести всю её моральную ценность и красоту. Одна фраза Колдуньи перед убийством Аслана: «Хвалёная любовь!» чего стоит! Как говорится, кому надо – всё поймёт и так, и все подтексты увидит. А кто не увидит – значит не очень-то и хотелось…

Отдельная благодарность композитору – таких красивых музыкальных тем я давно не слышала. Музыка на фоне зимней Нарнии просто завораживает. А уж колыбельная фавна… впрочем, об этом позже.

Те сюжетные отрезки, что наиболее запомнились (если следовать хронологии):

- война (опять-таки, режиссёр совершенно правильно сделал, что показал это): во-первых, в книге вторая мировая упоминается всего одним предложением, во-вторых, даже в первой сцене мы уже можем составить своё представление о Певенси и характере их отношений между собой. Показательна и сцена, когда Эдмунд бросается за фотографией отца, и то, как дети сами едут в поезде – тогда ещё лучше осознаёшь, каким чудом стала для детей Нарния после подвергающегося бомбардировкам Лондона и разлуки с матерью. Признаться, после первых кадров с самолётами в кино я подумала, что мы с подругой пришли не на тот фильм, но появление Эда в кадре напрочь развеяло мои сомнения)))

- возник вопрос: «А зачем профессору столько шуб?»)))

- совершенно поразительно сыгран испуг Люси и Фавна при их первой встрече. Только недавно я узнала, что актриса, играющая Люси, до съёмки не видела Тумнуса в полном гриме, так что натуральность испуга ещё больше возрастает, а игра Люси покоряет.

- Жертва Аслана и вся эта сцена сняты так пронзительно, что забываешь о том, что лев нарисован на компьютере и так и хочется закричать вместе с Люси: «Но почему он не отбивается?!» Но чем трагичнее эти кадры (особенно с остриженной гривой, которую Джадис потом использовала в качестве воротника), тем прекрасней и чище выглядит сцена воскрешения на фоне восходящего солнца.

- И, конечно, я не могла не оценить сцену коронации, где было красиво всё: начиная от знамён («Гриффиндор!» - воскликнула я, ибо красное с золотом) и заканчивая самим замком и нарядами королей и королев. Очаровательна была Люси, прочто чудо! И фавн, как, впрочем, и во всех остальных сценах.

О других (самых любимых) сценах я расскажу в конце рецензии, а пока пора, пожалуй, «пройтись» по актёрам – людям и зверям.

Люси – я была в восторге от её игры буквально с первых кадров, а точнее – с того, как в доме профессора она пугается его шагов за дверью. У этой девочки кроме несомненного таланта помноженного на детскую непосредственность есть настоящее понимание роли. И я думаю, это неудивительно. Возможно, она лучше всего понимает то, что ей надлежит играть именно потому, что лучше других (в силу своего возраста) чувствует сказку, чувствует Нарнию в себе. Все сцены с Люси прекрасны и нигде она не переигрывает. Эта Люси как будто сошла со страниц книги – она первая находит Нарнию, она лучше всех понимает и чувствует Аслана (вспомните, как она единственная замечает его грусть после разговора с Колдуньей в шатре и как прекрасно она смотрится, когда Аслан уходит по прибою, а Люси глядит ему вслед, и ветер развевает её волосы), она трогательна (как она радуется, когда во второй раз подходит к шкафу, и ветер задувает свечу!) и эмоциональна (именно она первая бросается к Эдмунду после его возвращения), по-детски неугомонна (даже после титров она идёт к шкафу)))), и она действительно Люси Отважная (об этом – в моих любимых эпиходах).

Эдмунд – хотя я совершенно не так представляла себе Эдмунда, этот мальчик сыграл хорошо. И те, кто подумали, что предал он только из-за сладостей, просто невнимательно смотрели фильм, и, кажется, забыли, что именно он совсем недавно бросался в дом за фотографией отца. Прекрасна сцена, когда Эдмунд возвращается к брату и сёстрам после разговора с Асланом и просто, практически не глядя в глаза, тихо говорит: «Привет…». После такого становится ясно – вот человек, который больше никогда, никогда не предаст. И между прочим, в разуме и логике Эду не откажешь – ведь именно он первым догадался разрубить волшебную палочку Колдуньи.

Сьюзен – не скажу, что она меня впечатлила, но сыграла девушка очень достойно и по книге – Сьюзен, всегда старающуюся быть старше, чем есть, и рассуждать, как взрослая; а тем, кто обвинял её в непривлекательности, советую посмотреть на взрослую Сьюзен – и убедиться, что она настоящая красавица!

Питер – помимо того, что я почти так же Питера и представляла, мне хотелось бы отметить то главное, что я заметила в игре актёра – и он сделал это мастерски – эволюцию, если так можно выразиться, своего персонажа. Если сначала это просто брат, которой обещает матери заботиться о младших, то уже после убийства волка это – король, который защитит не только родных, но и всех подданных. Питер ПРИНИМАЕТ это, принимает свою судьбу, и принимает достойно. Я считаю, что актёр справился с ролью на все сто, и отмечаю его сразу после Люси. Когда на него возлагают корону – такое впечатление, что он был рождён для неё «именем ясного северного неба»….

Аслан – ну что я могу поведать – скажем так – я ни на секунду не вспоминала, что это – компьютерный персонаж! И ИМХО, просто замечательная озвучка, что, к сожалению, так редко бывает при дубляже.

Мистер Тумнус – ну, во-первых, о нём практически всё в любимых эпизодах, а во-вторых – восторги всех по этому поводу уже говорят сами за себя. Джеймс Макавой, безусловно, находка всего британского кино, а мистер Тумнус – тот персонаж, без которого фильм не был бы настолько хорош. Без преувеличений! Актёр смог из обычного, в общем-то персонажа сделать настолько трагического (вначале) и настолько счастливого (в конце). Джеймс умеет играть – и как играть! – одним взглядом. Помните, как он смотрит на Эдмунда, когда его тащат из темницы? Хочется не просто крикнуть: «Верю!», а сказать, что это не Джеймс Макавой играл Тумнуса, и мистер Тумнус играл самого себя. Улыбнуло и то, что шарфик – неизменная деталь его одежды. Но на коронации он его всё же сменил))))

Бобры – больше половины шуток фильма на них, поэтому неудивительна любовь к ним даже тех, кому фильм не понравился. На самом деле чета бобров очаровательна. И даже не только шутками («Не стану я её нюхать, как не проси». А бобр в кольчуге!), а тем, насколько трогательны их отношения, тем, как они любят друг друга. С сожалением констатируешь, что сейчас у людей редко такое наблюдается…

Лис – бесподобен! Если бы можно было давать Оскар за лучшую роль второго плана рисованному персонажу, то я дала бы его Лису. Ибо он ИГРАЕТ! Ибо эту саму статуэтку можно дать только за две сцены: «Несчастливое фамильное сходство» и грустный вздох, когда Эдмунд говорит, где Аслан.

Белая Колдунья Джадис – прекрасна. Именно такой – надменной, бледной, высокомерной, холодно-жестокой, но с вплесками бешенства я её и представляла, читая книгу. А платья у неё – любой кутюрье обзавидуется!

Профессор Керк – замечательный. Такой «не от мира сего» внешне он оказывается таким добрым и понимающим. А уж моя любимая фразочка: «Чему только учат в нынешних школах!» - слава Богу, что её оставили, так, как она есть в книге.

Отдельное спасибо за Макриди (почему-то вспомнилась МакГонагалл) и Санта-Клауса. Вот таким, имхо, он и должен быть – домашним и волшебным, а не нашим Дедом Морозом с красным носом непонятно: то ли от мороза, то ли от «напитков покрепче».

Ну, что ж, а теперь о многочисленных любимых моментах:

- Питер смотрит на Люси и начинает считать для игры в прятки - сразу понятно, насколько он любит сестрёнку.

- Люси срывает покрывало со шкафа. Тут, помимо всего прочего, шикарная операторская работа.

- Мистер Тумнус топает копытцами, зайдя к себе домой.

- Он же с грустью говорит, что не похож на отца.

- Колыбельная. Мало того, что музыка по-настоящему завораживает, но как же сыграл Джеймс МакАвой, когда огонь затухает, а у фавна слёзы в глазах…

- Когда Люси в слезах бежит из комнаты, сталкивается с профессором и обнимает его. Ну это же не ребёнок, а чудо! Вот что значит – она ещё маленькая, ей нужна защита, взрослый, который ей поверит или просто пожалеет. Эта одна из самых трогательных сцен фильма, имхо, тогда хочется улыбаться сквозь слёзы.

- Слова Люси Санта-Клаусу: «Мне кажется, я не струшу». Не струсит, и это будет доказано дальше.

- Слова Сьюзен: «А ко мне битвы не для девочек не относится?»

- Первое появление Аслана – когда сначала из шатра появляется его лапа…

- Разговор Аслана и Питера. И ответ Аслана в ответ на питерское: «Ты же совсем меня не знаешь!». – «Питер Певенси, прибыл из Лондона. Бобр упоминал, что ты хотел сделать из него меховую шапку»…

- Возвращение Эдмунда и то, как Люси кидается к нему, только увидев, а Питер её останавливает.

- ответ «лошадки» Эдмунда: «Меня зовут Филипп»

- Люси решительно вытаскивает из ножен свой кинжальчик со словами: «Мы должны им помочь!» - вот она, настоящая Отважная Люси!)

- Выстрел Сьюзен из лука и спасение тем самым Эдмунда.

А вот три самых-самых момента (для меня, естественно):

1) (в этом моменте ещё и потрясающая музыка!). Слова Аслана: «Кто хоть день правил Нарнией, тот навсегда король или королева»…

2) (тут тоже музыка на высоте). Вся сцена со взрослыми королями, когда они скачут по лесу. Во-первых, просто красиво – и актёры красивые (Эдмунд меня вообще покорил, кстати, как зовут актёра? Хм… кажется это я уже не по теме))))). Во-вторых, хоть они и изменились, но всё же очень похожи на тех, кем были когда-то давно) (и внешне, и внутренне – что и доказывает эпизод, когда короли и королевы в шкафу толкаются так же, как толкались в далёком детстве братья и сёстры Певенси)))

3) (я о музыке уже говорила?))). Ответ профессора Керка: «А вдруг?» на слова Питера, что он им не поверит (да и как можно так быстро ответить, что они там делали… все эти годы))) и вся сцена после титров. Жаль, что многие не знают, что она там есть, и уходят из кинотеатра либо останавливают фильм. Потому что в этой сцене по моему мнению – главный смысл и книги, и фильма, и он мастерски показан видеорядом. Что это? – а всё, что есть в этой сцене: неугомонная Люси, фраза «Держите глаза открытыми» и главное – приоткрытая дверь, за которой свет… Кажется, что нам так и говорят: дверь в Нарнию всегда открыта – нужно только научиться держать открытыми свои глаза и видеть сердцем… Это сложно. Но возможно – нужно верить!