Любимая актриса Дерека Джармена, английская аристократка (семья владеет поместьем с IX века, один двоюродный дедушка изобрел танк, другой — телевидение), выпускница Кембриджа и экс-коммунистка, современный художник и объект современного искусства (однажды она неделю пролежала в прозрачном ящике в лондонской галерее Serpentine) — Тильду Суинтон не так уж легко представить себе играющей главную роль в новом диснеевском блокбастере. Или наоборот, ее биография свидетельствует, что с этой женщиной может случиться все на свете, ее жизненный опыт готовит ее даже к роли Белой колдуньи, а уж какой она актер — посмотрите «Эдварда II», «Орландо» или хоть недавние джармушевские «Сломанные цветы», где она самым незабываемым образом появляется в кадре на полминуты, для того чтобы врезать Биллу Мюррею.





Вы всю жизнь снимались в независимом кино, но за последние годы сыграли в «Пляже», «Константине» и вот теперь в «Хрониках Нарнии». Как вам голливудская фабрика?



Не знаю, лично для меня главная разница состоит в том, что на ланч каждый день приходят полторы тысячи человек. Я все время повторяю, что, если бы Эндрю Адамсон (режиссер «Шрэка». — Прим. ред.) снимал «Хроники» в подвале, я бы у него сыграла с неменьшей радостью. Ну и шпионом на фабрике побыть тоже весело.



Шпионом? То есть вы смотрели на все будто со стороны?



Гм, ну да, я там была скорее наблюдателем, гостем — это не моя родная стихия. И я все время поражаюсь, что такая махина может быть настолько непосредственной и свежей. Теперь-то мне ясно, почему студийное кино так часто оказывается жутким хламом. Просто творческая энергия там расходуется на совсем другие вещи. Это ж месяцы работы, даже годы, а на маленьком проекте ты все время в центре циклона.



А почему вы согласились играть в «Хрониках»?



Для меня важнее всего взаимопонимание с режиссером. И вот тут все было как всегда: мы с Эндрю оказались родственными душами, понимали друг друга с полуслова. Он меня втянул в это дело, я и книгу-то до его предложения не читала. Я уже не помню, что он мне тогда сказал. Понимаете, он мне просто понравился, с ним хотелось иметь дело.





Тильда Суинтон в роли Белой колдуньи — стопроцентное попадание в типаж, как бы удивительно это ни звучало. Холодная английская красота и звенящая в каждом ее движении значительность этой минуты — с такими данными она могла бы сыграть Колдунью без грима и спецэффектов. Что уж говорить о Суинтон, скачущей на белых медведях сквозь вихрь тщательно оцифрованных снежинок?



— А что вы подумали, когда все-таки прочли «Льва, Колдунью и Платяной шкаф»? Книга считается шедевром христианской литературы, но все причастные к фильму предпочитают обходить этот вопрос стороной, говоря, что все зависит от интерпретации.



— Книга была написана глубоко верующим человеком, с этим не поспоришь. И он прекрасно умел сочинять христианскую апологетику, чем и занимался, собственно, одновременно с работой над «Хрониками Нарнии». Но тут важно то, что, берясь за эту книгу, он хотел написать нечто совсем иное, чем христианские трактаты. Я тут недавно читала про Клайва Льюиса одно исследование, и там говорилось, если я все правильно поняла, что у него хватало ума понимать, что дети на самом деле не способны к религиозному переживанию. Не к духовному, а именно к религиозному. Знаете, я бы набралась наглости сказать, что это не только не религиозная книга, это антирелигиозная книга, в том смысле что она восстает против любых догм и доктрин. «Хроники Нарнии» учат быть изобретательным и самостоятельным, поступать по совести и следовать за своей звездой. И это все совершенно частное дело и не имеет ничего общего с какой-либо религией. Так что мне кажется, что Льюис тут писал не про религию, а про какую-то детскую предрелигиозность что ли.



— А как вы, бывший член Коммунистической партии Британии, относитесь к тому, что религиозные консерваторы в США настроились на то, чтобы превратить этот фильм в общенациональные религиозные учения?



— Да пожалуйста. Христиане тоже могут купить билетик и пойти в кино, милости просим. Но я думаю, те, кто хочет сделать из этого фильма знамя, просто его пока не видели. А когда увидят, они поймут, что, скажем, понятие интерпретации очень важно для всей ленты. Знаете, когда Аслан, бог-творец Нарнии, в образе льва воскресает, как воскресает убитое божество во всех мировых религиозных системах, дети спрашивают у него, что же произошло. В книге он отвечает им, что кроме Древней магии есть еще более древняя, которую Колдунья не знала. А у нас он объясняет, что они с Колдуньей просто по-разному понимают Древнюю магию. Так что все зависит от интерпретации, от точки зрения. Так вот, по-моему, книга Льюиса — это история про детей, которые залезли в шкаф, а оказались там, где правит абсолютное зло. История про детей войны, про то, как они воспринимают мир. А это очень близкая мне тема, потому что, знаете, мне кажется, что все нынешние дети — дети войны. Так представишь себе, сколько они всего знают, сколько впитывают в себя, и задумаешься, где ж им всем найти свой шкаф, в котором они победят зло и станут королями и королевами?





Четверо детей Певенси только что пробрались от меха висящих в шкафу шуб ко мху заснеженного елового леса. Они еще не знают, что из обороняющейся от немцев Англии они попали в оккупированную Белой колдуньей Нарнию, где их ожидают неприятности посерьезнее строгой домомучительницы в огромном тюдоровском особняке и радости посильнее холодной овсянки по утрам



У вас двое маленьких сыновей-близнецов, вы и для них снимались?



Нет, да они и смотреть не хотят. Это единственный из моих фильмов, который они могли бы пока посмотреть, и они отказываются на него идти. Такие дела. Бесполезно делать что-то специально для них — все равно не угадаешь. Мы тут летели втроем на самолете, и один спросил, можно ли прыгать на облаках. Я говорю: «Нет, уж извини». А он: «А вот ангелы так могут». Я тогда подумала: «Господи, ну откуда это в них? Так они в гитлерюгенд скоро вступят».



Простите?



Для них же важно быть иными. Важно уйти прочь от родителей, ведь так?



Ясно. А расскажите немного про ваш следующий фильм, где вы будете играть Нико из The Velvet Underground.



Это будет не биография, а такой отчет о ее последних гастролях по университетским кампусам. Последний вздох, несбывшееся. Мне нравится идея, и я просто фанатка самой Нико. Мне хватит духу ее сыграть только потому, что я считаю ее великой женщиной. А те, кто так не думают, вообще не должны соваться в фильмы о великих людях (смеется).



Вы что, тайная рокерша? В Берлине я вас видел в майке с Игги Попом.



Знаете, в «Хрониках Нарнии» я дала волю своему внутреннему Мэрилину Мэнсону, особенно когда я в боевом облачении. Для одной из сцен на фоне зеленого экрана мне пришлось даже поставить запись Мэрилина Мэнсона — очень помогло. А Каменный стол — это ж прямо что-то в духе Iron Maiden. Они упустили свой шанс: им надо было писать музыку к фильму. А еще мне очень хотелось, чтобы Аслана озвучивал Ник Кейв. Не знаю, правда, что бы подумали об этом на студии Disney.

от sta_7